Баллоны для сжиженного газа
Баллоны рассчитаны на рабочее давление 16 атмосфер. В действительности обычно в баллоне редко бывает давление свыше 10 атмосфер. 10-16 атмосфер – это сравнительно немного. Хорошо знакомым всем примером резервуара с хранящимся в нем сжиженным газом является китайская пластиковая зажигалка. За ее прозрачными стенками вы можете в подробностях, вблизи, рассмотреть, что из себя представляет сжиженный газ, хранящийся под давлением. На баллон монтируются мультиклапан – арматура для заправки и выпуска сжиженного нефтяного газа. Мультиклапан так же выполняет функции обеспечения безопасности. Он снабжен автоматическим устройством отсечки заправки при заполнении баллона на 80 – 85 %. Как работает это устройство можно понять заглянув в бочек унитаза (если конечно Вам это интересно) – поплавок поднимается вместе с уровнем жидкости, в нашем случае газа, и запирает подающую магистраль при достижении ею определенного уровня. Почему баллон заполняется на 80-85 процентов объясним ниже. В состав мультиклапана также входит еще два устройства безопасности. Обратный клапан – он предотвращающий выход газа из баллона в заправочную магистраль. Чтобы не получилось как с шариком в детстве – вы его надули, а он тут же сдулся, выпустив вам струю воздуха в лицо. Скоростной клапан – это устройство запирает выход газа из баллона в случае разгерметизации системы. Например, вы решили срезать путь к любимой бабушке, и погнали свои спортивный Мерседес лесом. Случайно об пенек разорвали газовую магистраль. Газ в этом случае не выльется на пеньки. Выход из баллона запрет скоростной клапан.Сжиженный нефтяной газ в баллоне находится одновременно в двух агрегатных состояниях – жидком и газообразном (жидкая и паровая фаза). То есть газ будет испарятся до тех пор пока не наберет рабочее давление – все те же 10-16 атмосфер. В целях безопасности баллон наполняется газом не полностью. Если баллон заполнить газом до предела, то при определенных
обстоятельствах давление в баллоне может подняться выше рабочего. При каких обстоятельствах?.. Например, вы только что заправились. У вас полный баллон газа. Вы открыли багажник машины, чтобы похвастаться новым оборудованием соседу… но соседи все подходят и подходят… Смотрят и смотрят… А баллон тем временем нагревается под прямыми солнечными лучами – ведь на улице 35 градусов тепла. Что произойдет если давление в баллоне поднимется выше рабочего?.. Современные мультиклапаны имеют еще одно устройство безопасности – предохранительный клапан. Предохранительный клапан стравит лишнее давление в атмосферу за борт автомобиля. Обращаю ваше внимание: как правило все системы безопасности в автомобильном газовом оборудовании дублированы по несколько раз. Традиционно баллоны для ГБО имеют цилиндрическую форму. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. К несомненным плюсам можно отнести большую по сравнению с тороидальным баллоном вместимость – чаще всего по объему они не уступают бензобаку. А вот минусы – с просторным и вместительным багажником придется проститься. Его часть займет этот самый баллон. Поэтому в последнее время все большую популярность приобретают торовые баллоны – так называемые баллоны “под запаску”, “бублики”. Тор удобно устанавливается в нишу для
запасного колеса в багажном отделении автомобиля. Правда, появляется другая сложность: надо куда-то девать запасное колесо. Но, упаковав запаску в чехол, вы сохраняете объем багажника – ведь ее легко можно убрать в салон, если, к примеру, нужно перевозить габаритные грузы. Также к недостаткам тороидального баллона можно отнести его сравнительно небольшой объем. Как правило в нишу автомобиля с размером колеса R14-15 можно установить баллон объемом 47 литров. Баллоны для сжиженного нефтяного газа могут устанавливаться в различных местах автомобиля: в багажном отделении, в кузове, на раме шасси. Иногда встречаются варианты нетрадиционной схемы установки баллонов и, в частности, на крыше кабины водителя. Существуют схемы эксплуатации автомобиля с гибридной системой питания. Автомобиль сохраняет полноценную бензиновую систему питания и при этом может работать и на природном, и на нефтяном газе. В таком случае на автомобиль устанавливают баллоны для каждого вида газа – для сжиженного нефтяного и для сжатого природного.